Мэдисон кокс и пьер берже

«Я стал бизнесменом только потому, что это было нужно Сен-Лорану»

В разговоре с The New York Times Берже вспоминал о чувстве бессилия, возникавшем при попытках поддерживать Сен-Лорана в нормальном настроении, креативным, работоспособным. Мешая от волнения французские и английские слова, он говорил: «Когда у тебя отношения с алкоголиком и наркоманом, приходится очень непросто. Что ты можешь поделать? Ничего. Всего лишь принять реальность. Попытаться помочь, что я и делал – с редким успехом. Но я пытался».

В 1999 г. большую часть активов Elf Sanofi Beaute, в том числе модный дом, купила Gucci. За Сен-Лораном сохранили руководство бизнесом haute couture. Сам дизайнер вспоминал, что это была его идея – он отстаивал право иметь собственный взгляд на моду. К тому же бизнес был убыточным.

Но статус-кво не продлился долго. Уже через год Gucci сменила креативного директора Yves Saint Laurent. Вместо ставленника Сен-Лорана Альбера Эльбаза пришел работавший на Gucci Том Форд. В ответ Сен-Лоран и Берже открыли собственный бутик высокой моды. Но повторить прежние успехи не смогли и к 2002 г. задолжали поставщикам около $18 млн. История кончилась тем, что Сен-Лоран решил уйти из мира моды, а Берже – с поста гендиректора Yves Saint Laurent Haute Couture. «Ив не может чувствовать себя свободно там, где, вместо того чтобы служить женщине, ее используют в своих интересах. Haute couture была создана, чтобы сопровождать искусство жить, которого более не существует. Мы живем в эпоху Билла Гейтса, джинсов и кроссовок Nike», – объяснял Берже.

Закат легенды

В 1999 г. миллиардер Франсуа Пино за $1 млрд купил бренд Yves Saint Laurent вместе с Gucci Group, которой в тот момент принадлежала легендарная марка. За Сен-Лораном осталась линия haute couture. А главный дизайнер Gucci Group американец Том Форд приступил к созданию линии pret-a-porter de luxe – Yves Saint Laurent Rive Gauche.
Седьмого января 2002 г. Сен-Лоран объявил о своем уходе из мира моды: «Я предпочитаю сказать «прощай» моей профессии. Следующее дефиле, которое должно состояться 22 января 2002 г., будет последним». Пресса тогда писала о его непримиримых разногласиях с Пино. «Это дефиле станет итогом моей более чем 40-летней деятельности в мире моды», – сообщил тогда маэстро. И действительно, во время дефиле – ретроспективы высокой моды Ива Сен-Лорана, – которое прошло в Музее современного искусства города Парижа, были показаны работы, созданные маэстро за 40 лет (см. фото).
Через два месяца после прощального показа знаменитого кутюрье Пино объявил о продаже подразделения YSL Haute Couture. Покупателем Дома высокой моды была французская SLPB Prestige Services. Агентство France Presse сообщало, что сумма сделки была символической – 1 евро.
По желанию Ива Сен-Лорана в сделке с SLPB было условие прекратить производство одежды haute couture под брендом Yves Saint-Laurent и обеспечить работой 150 сотрудников, помогавших дизайнеру создавать его коллекции. В SLPB они должны были продолжить работу под другой маркой – Prestige et Haute Couture.
Марка Yves Saint Laurent прожила еще 10 лет. В июне 2012 г. новый креативный директор марки YSL Эди Слиман объявил об изменении названия бренда на Saint Laurent Paris. Сам Слиман впоследствии покинул модный дом – в апреле 2016 г.

СвернутьПрочитать полный текст

Конец коллекции

Берже и Сен-Лоран расстались как пара в 1976 г., но до конца оставались друзьями и партнерами по бизнесу, пишет The Guardian. В 1983 г. они купили на двоих Шато Габриэль в Нормандии. «В Марракеше у них была деревня, – рассказывал их знакомый. – Ну, два-три дома… И в Танжере им принадлежало местечко». Кроме того, их держала вместе коллекция искусства.

Еще до встречи с Сен-Лораном Берже стал собирать коллекцию, рассказывает The Guardian. В 1969 г. они купили двухэтажную квартиру в 7-м округе Парижа с садом, спроектированную еще в 1927 г. минималистом Жан-Мишелем Франком для богатого американца, который обеднел во времена Великой депрессии и практически не жил в Париже. Потратив два года на реставрацию, пара начала расширять коллекцию. Для Сен-Лорана она стала жизненно необходимой, отмечает The Guardian, – мало кто из коллекционеров был так же одержим, как он. «Ему была необходима красота. Уродство резало ему глаз», – вспоминала знакомая дизайнера Валери Лялонд. «Часто, когда я покупаю предмет, я сплю с ним в первую ночь», – говорил сам Сен-Лоран.

На вопрос, были ли у них разногласия, чем пополнять коллекцию, Берже ответил однажды: «По поводу искусства? Никогда. По жизни время от времени бывало. Но в искусстве? Никогда!»

Пока Берже и Сен-Лоран были парой, однополые браки были запрещены. Их разрешил Франсуа Олланд, став президентом, – и в 2008 г. Берже и Сан-Лоран оформили гражданский брак. Произошло это за считанные дни до смерти знаменитого дизайнера от опухоли мозга. Берже стал наследником дизайнера – правда, они и так написали завещания друг на друга, знает газета La Libre Belgique.

Уже на следующий год Берже начал распродажу коллекции. В 2009 г. на Christie’s было выставлено 800 лотов, их перечисление заняло пять каталогов. Затем последовала коллекция вин и недвижимость.

Трехдневная распродажа на Christie’s вызвала даже дипломатический скандал, пишет The Huffington Post. Китайских бронзовых крысу и зайца, оцененных в 8–10 млн евро за штуку, работающая во Франции Ассоциация по защите китайского искусства в Европе Apace потребовала бесплатно возвратить Китаю. Якобы те были украдены французскими и британскими солдатами в 1860 г. Берже отказал в крайне нелицеприятной форме: заявил, что готов отдать их правительству Китая «в обмен на соблюдение прав человека, свободу Тибета и прием Далай-ламы».

Yves Saint Laurent

Модный дом
Владелец – французский ритейлер Kering (100%).
Финансовые показатели (первое полугодие 2017 г.):
выручка – 710,8 млн евро,
EBITDA – 186,6 млн евро.
Основан в 1961 г. Производит товары класса люкс – одежду, обувь, аксессуары, ювелирные изделия, очки. Собственная розничная сеть насчитывает 172 магазина (на 30 июня 2017 г.).

При распродаже коллекции больше всего мир моды интересовал вопрос: а одобрил бы этот шаг Сен-Лоран, как-то заметивший, что он не коллекционирует, а накапливает? «ОК! Это мое решение, – сказал Берже The Guardian. – Потому что с самого начала с Ивом все организовывал я. И я не хочу умереть завтра, не закончив дел с коллекцией. Чтобы иметь деньги на фонды».

Берже вкладывал большие суммы в благотворительные проекты. Часть из них, как музеи в Париже и Марракеше, посвящены увековечению памяти Сен-Лорана, пишет Le Monde. Но основное внимание он уделял отстаиванию прав гомосексуалистов и борьбе с ВИЧ. Берже стал сооснователем некоммерческой организации Sidaction и жертвовал немалые суммы на поиски лекарства против этого заболевания. Среди последних его проектов – продюсирование фильма Робина Кампильо «120 ударов в минуту», который рассказывает о борьбе активистов с ВИЧ, – в этом году лента получила Гран-при жюри Канского фестиваля.

Мечты юности

Берже не ограничивался работой только на Yves Saint Laurent. Например, он был сооснователем Французского института моды (Institut Francais de la Mode). Но и замыкаться на мире моды он не желал, помня юношеские мечты. Многие бизнесмены пишут отчеты, а если и выпускают книгу, то написанную специальными людьми, но Берже написал несколько книг сам – об Иве Сен-Лоране, собственной судьбе и мире моды, пишет The Guardian. Увлекался он театром и оперой и с 1977 г. владел и руководил парижским театром L’Athenee-Louis-Jouvet. В 1982 г. он договорился о передаче его государству за символический один франк. При помощи друга, президента Франсуа Миттерана, в 1988 г. стал президентом Opera Bastille, в 1994 г. ушел с этого поста и был назначен почетным президентом Paris National Opera, в состав которой вошла Opera Bastille, писала The New York Times. До последнего времени был президентом Mediatheque Musicale Mahler – некоммерческого проекта, где собрана музыка XIX и XX вв.

Другое его увлечение – журналистика. Неудача в 19 лет с собственным журналом его не остановила. В 1987 г. он запустил французское издание журнала Globe, в 1990 г. – еженедельный дайджест зарубежных изданий Courrier International, а в 1995 г. – журнал для гомосексуалистов Tetu. Не все шло гладко. Убыточный Tetu был продан в 2013 г. А еще больше шума надела история, когда в 2010 г. Берже стал мажоритарным акционером группы Le Monde, испытывавшей финансовые проблемы. Через несколько месяцев он обнаружил, что журналисты пишут о его давнем друге Франсуа Миттеране отнюдь не в том ключе, в каком ему бы хотелось, вспоминает французское издание The Huffington Post, которое тоже входит в эту медиагруппу. При этом влиять на редакционную политику Берже был не вправе. «Журналисты Le Monde не свободны, они пленники своей идеологии, сведения счетов и злонамеренности», – кипятился Берже в электронной переписке с редакцией, ставшей достоянием общественности. Он сожалел, что «ввязался в эту авантюру <…> – заплатить и не получить власть – это чудная формула, над которой мне нужно было бы задуматься!»

История повторяется

Тридцать первого марта этого года Берже снова вступил в гражданский брак. На этот раз с 58-летним американским ландшафтным дизайнером Мэдисоном Коксом, который декорировал сады многим знаменитостям. «Я пережил две великие истории любви, с Бернаром Бюффе <…> и с Ивом Сен-Лораном в течение 50 лет, – объяснял AFP этот поборник брачных союзов гомосексуалистов, зачем ему регистрация отношений. – Однополых браков не существовало. Теперь они есть. Я узаконил мое положение». Но телеканал TF1 предполагает, что здесь другая подоплека. Берже и Кокс были знакомы четыре десятка лет, Берже признавал, что собирается отписать ему состояние. С 2011 г. Кокс был вице-президентом Фонда Пьера Берже и Ива Сен-Лорана. А теперь, видимо, встанет у руля.

В подготовке статьи участвовала Анна Шилова

Сад Мажорель

Жаркое солнце Востока так и манит к себе отдыхающих и туристов. Активная и насыщенна жизнь здесь в основном на побережьях – масса отелей, ресторанов, садов и парков. Но из всех правил есть исключения. И яркий тому пример в Марокко — это сад Мажорель в Марракеше. Этот дивный уголок зелени среди красно-коричневых тонов города не оставляет никаких шансов пройти мимо.

Нотка истории сада Мажорель

Нотки Франции смешались здесь с духом Востока. И это неудивительно, ведь сад Мажорель в Марракеше — творение рук французского художника Жака Мажореля. В 1919 г. он переехал в Марокко в поисках лекарства от страшной болезни – туберкулеза. В 1924 г. художник основал тут свою студию, разбив вокруг нее небольшой сад. Но поскольку Жак Мажорель был очень увлечен коллекционированием растений, то после каждой его поездки коллекция пополнялась и разрасталась. Сегодня сад занимает площадь около гектара. Это относительно немного, как большой супермаркет, но удовольствие и комфорт он приносит просто грандиозные! В тенях деревьев и растений сада Мажорель в Марракеше лучше всего прятаться от жаркого солнца Марокко.

После смерти Жака Мажореля сад пришел в упадок. Вторую жизнь в него вдохнул французский кутюрье Ив Сен-Лоран. Вместе со своим другом он выкупил сад у города, отреставрировал и обеспечил поддержание парка на должном уровне. В помещении старой студии находится небольшая выставка работ известного кутюрье, а после его смерти в 2008 г. в саду установлен специальный резервуар, в котором хранится прах Ив Сен-Лорана.

Чем интересен сад Мажорель для туристов?

Находясь поблизости с садом Мажорель, просто невозможно пройти мимо него. Во внимание сразу бросается контраст ярко-синего цвета с пышной зеленью. А ведь именно в этом заключалась идея художника — он покрасил здание своей мастерской ярко-синей краской. У входа посетителей встречает бамбуковая аллея. В саду можно найти растения из всех пяти континентов. Прекрасные виды дополняют огромное количество прудов, фонтанов, каналов. К слову, такое обилие водоемов неспроста – они обеспечивают должный уровень влажности для тропических растений. В некоторых водятся черепахи.

Сад Мажорель в Марокко украшен скульптурами, глиняными вазами и колоннами. Условно территория парка разделена на две части. На правой стороне растут тропические растения, левая – территория пустыни. Здесь можно увидеть целый парк кактусов самых разнообразных размеров и форм! В целом, в этом ботаническом саду насчитывается более 350 редких видов растений.

Сегодня сад Мажорель вмещает в себе еще и Музей исламского искусства. Здесь можно увидеть работы древних ремесленников Марокко – старинные ковры, одежда, керамика. Также в музее хранятся и около 40 работ художника. На территории парка есть возможность перекусить в кафе марокканской кухни.

Как добраться?

Сад Мажорель расположен в новой части города Марракеша, среди переплетения узких улочек и новых домов. Добраться сюда можно на автобусе №4, к остановке Boukar-Majorelle. Для любителей восточной экзотики существует возможность нанять повозку. Ну и если хочется комфорта – конечно же, в городе действует сеть такси.

Друг Ив Сен Лорана, Пьер Берже говорил: «Когда мы с Ив Сен-Лораном впервые приехали в Марракеш, то и подумать не могли, что он станет для нас вторым домом»

Одна из знаменитых достопримечательностей города Марракеш «Сад Мажорель» был в прошлом студией художника Жака Мажореля. Он переехал жить в Марокко в 1919 году, а в 1923 году построил здесь изумительную мавританскую виллу. Он сам придумал и воплотил весь интерьер, расписал парадную дверь, используя при этом очень контрастные цвета ― ультрамарин и яркий желтый, которые особенно выделялись на фоне традиционных для Марракеша розовых построек.

Мажорель был увлеченным коллекционером экзотических растений, финансово поддерживал многие ботанические экспедиции, дружил с ботаниками и обменивался с ними редкими экземплярами. Поэтому он разбил вокруг дома пышный сад. Несмотря на то, что времени с тех пор прошло много и какое-то время после смерти художника дом и сад были без присмотра, на территории виллы до сих пор растут бамбук, бугенвиллея, юкка, лавр, герань, гибискус, кипарисы, 400 видов и подвидов пальм, 1800 видов кактусов.

Неудивительно, что сердце знаменитого кутюрье Ив Сен-Лорана было покорено красотой Марракеша и виллы «Бу Сафсаф», как назвал ее Мажорель. Два истинных француза Ив Сен-Лоран и его друг Пьер Берже не могли допустить, чтобы память об их знаменитом соотечественнике Жаке Мажореле канула в Лету, ведь после его смерти, по решению властей, дом подлежал сносу, и на его месте должны были построить современное здание. Поэтому они купили дом Мажореля вместе с садом. Вилла и сад были восстановлены, приведены в порядок уникальные садовые постройки, и сейчас «Сад Мажореля» является одним из самых полных собраний флоры со всего света.

Архитектура синего дома несет в себе все черты восточно-африканского колорита. В духе марокканских традиций, из сада в дом ведет маленькая дверца с очень низкой притолокой. Согласно столь же древней традиции, первое, что встречается при входе из сада во внутренний двор, ― небольшой фонтан с чистой водой. Это ― знак гостеприимства, ибо ничего нет лучше в знойный африканский день, чем источник с прохладной водой.

Это удивительно, но между Марракешской виллой Ив Сен-Лорана и его коллекциями есть некоторое сходство: буйные краски, непредсказуемые решения в дизайне, но, в то же время, все находится под жестким контролем безупречного вкуса. И главную роль во всей интерьерной постановке здесь играет, естественно, текстиль. Обилие восточных тканей, которые словно пропитаны ароматом шафрана и создают неповторимую атмосферу покоя и гармонии.

В наше время вилла стала музеем. В бывшей студии художника Мажореля находится небольшой музей исламского искусства. Сейчас здесь можно видеть акварели Мажореля, посвященные природе и ландшафтам южного Марокко. Также здесь находятся частные коллекции Ив Сен-Лорана. А сад Мажореля открыт для посещения туристов.