Поцелуй картины

Содержание

15 малоизвестных фактов о модернистском шедевре Густава Климта «Поцелуй»


Картина Густава Климта «Поцелуй».

Картина Густава Климта «Поцелуй», которая считается шедевром раннего модернистского периода, с первого взгляда кажется ещё одним тривиальным изображением страсти и любви. Но за обманчиво простым сюжетом кроется множество увлекательных фактов, о которых мы и решили рассказать нашим читателям.

1. Климт написал «Поцелуй» на излёте своей карьеры

В первом десятилетии 20-го века Климт столкнулся с волной критики и презрения со стороны Венского сецессиона из-за того, что в своих работах он допускал изображение наготы. Из-за его нестандартных взглядов в вопросах философии, медицины и юриспруденции его картины считали «извращением и порнографией».

2. «Поцелуй» — результат творческого кризиса Климта


Фрагмент картины «Поцелуй» Климта.

В 1907 году после того, как его раскритиковал Венский сецессион, Климт продолжил активно рисовать, но он начал сомневаться в своем таланте. Как-то он признался в письме: «Или я стал слишком старым или слишком нервным или слишком глупым, но что-то явно идет не так». Но именно в этот период он и написал картину, которая принесла ему огромную популярность.

3. Картина «Поцелуй» была куплена ещё до того, как художник её закончил

В 1908 году «Поцелуй» был впервые выставлен в австрийской Галерее искусств, несмотря на то, что Климт фактически ещё не закончил свою картину. Его незавершенную работу выкупила Галерея Бельведер.

4. «Поцелуй» был продан за рекордную для Австрии сумму


Цена картины в $240 тыс. стала рекордом цены для Австрии.

Как приобрести произведение искусства, которое еще даже не закончено? Нужно сделать предложение, от которого невозможно отказаться. Чтобы приобрести картину, Галерея Бельведер заплатила 25 000 крон (примерно $ 240 000 на сегодняшние деньги). До этой продажи, самая высокая цена, заплаченная за живопись в Австрии, составляла 500 крон.

5. Сегодня цена картины возросла в много раз

Австрия считает «Поцелуй» национальным достоянием, поэтому Венский музей не собирается продавать эту картину. Тем не менее, если подобное произойдет, то «Поцелуй» снова побьет рекорды продаж. Ведь, в 2006 году менее известная картина Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр» была продана за $ 135 млн.

6. Картина Климта – эклектика стилей

Поза любовников, изображенных на «Поцелуе», полностью отражает стилистику, которая была популярна во время венского модернизма. Но простая форма и золотая окантовка их плащей скорее относится к движению Arts and Crafts , а использование спиралей относится и вовсе к искусству бронзового века.

7. «Поцелуй» — яркий пример «золотого периода» Климта


Густав Климт с котёнком.

Вдохновленный византийскими мозаиками, которые он видел во время своих путешествий, Климт смешивал сусальное золото с масляными красками. Это стало его фирменным стилем.

8. «Поцелуй» контрастирует с основной тематикой картин Климта

Работы художника в основном были сосредоточены на женщинах, поэтому включение в сюжет полотна мужчины очень необычно для Климта. Скромные одеяния любовников также более консервативны, чем те, которые в основном можно встретить на его картинах.

9. «Поцелуй» может быть автопортретом

Некоторые искусствоведы предположили, что влюбленные, слившиеся в поцелуе, на самом деле являются изображением самого австрийского художника и его возлюбленной — австрийского модельера Эмилию Флёге.

10. На картине запечатлена муза Климта

Есть ещё одно мнение — натурщицей для картины «Поцелуй» была Адели Блох-Бауэр, которая позировала еще для одной картины — «Портрета Адели Блох-Бауэр». Третья теория гласит, что рыжие волосы свидетельствуют о том, что девушка является «Красной Хильдой» — моделью, с которой Климт писал «Данаю», «Даму со шляпкой и боа из перьев» и «Золотую рыбку».

11. Размер картины достаточно большой


Картина в музее.

Размеры «Поцелуя» — 180 х 180 сантиметров.

12. Форму картины часто неправильно изображают на репродукциях

Хотя оригинальная картина Климта представляет собой квадрат, популярность картины привела к тому, что начали появляться ее бесчисленные репродукции на плакатах, открытках и памятных подарках. Но на этих сувенирах обычно обрезают правую и левую части картины, чтобы сделать ее форму более стандартной, прямоугольной.

13. «Поцелуй» может быть кощунственным

Использование Климтом золота перекликается с религиозным искусством, которое можно часто встретить в церквях. Использование сусального золота, чтобы отобразить земные удовольствия и чувственность, может быть кощунственным, по мнению некоторых профанов.

14. «Поцелуй» и самого Климта можно увидеть на монетах


«Поцелуй» и самого Климта можно увидеть на монетах.

В 2003 году Австрия выпустила памятную монету номиналом 100 евро, на одной стороне которой был изображен «Поцелуй», а на другой — портрет Климта.

15. Критики всегда были благосклонны к «Поцелую»

Может быть, это случилось из-за масштабности картины. Может быть, из-за золота. А может и из-за гения художника. Но всегда картина получала только положительные отзывы от критиков.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

10 картин о настоящей любви — выбор «Газеты.Ru»

Таня Самошкина, «Хорошо что ты есть»

close «Хорошо что ты есть»

«Хорошо что ты есть»

Таня Самошкина

Таня Самошкина — художник-самоучка, иллюстратор из Харькова. Родилась 29 июля 1991 года, окончила Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды. став преподавателем украинского языка и литературы. Но по профессии не работала. Увлеклась живописью, переехала в Петербург, сейчас живет в Бруклине (Нью-Йорк).

«Не могу просто нарисовать яблоко или вазу, обязательно подрисую к яблоку червяка, а к вазе еще что-то рядом. Скопировать действительность могут все при желании, а вот включить фантазию – это уже интересно. …Не бойтесь рисовать и не думайте, что о вас скажут. …Чье-то мнение не играет никакой роли, особенно, если ты этого человека не знаешь и не видел. …Главное — не бояться» (из интервью Тани Doodle&Sketch).

Реклама

Юрий Пименов. «Лирическое новоселье». «Свадьба на завтрашней улице»

close «Лирическое новоселье» и «Свадьба на завтрашней улице» (коллаж)

«Лирическое новоселье» и «Свадьба на завтрашней улице» (коллаж)

Юрий Пименов

Знаменитый советский художник, сценограф, график, профессор Юрий Пименов родился в Москве, в 20-е гг. учился во ВХУТЕМАСе у Фаворского и Малютина. Мастер киноплаката, один из основателей Общества станковистов, академик АХ СССР, обладатель самых разных званий и премий, среди которых — Народный художник СССР (1970), Ленинская премия (1967), две Сталинские премии (1947, 1950). Картины художника находятся во многих крупных музеях страны.

Звиад Гоголаури. «Прогулка на велосипеде»

close «Прогулка на велосипеде»

«Прогулка на велосипеде»

Звиад Гоголаури

Работы грузинского художника Звиада Гоголаури находятся в коллекциях семьи Рокфеллер и французского актера Пьера Ришара. Гоголаури учился в Школе искусств Руставели, Цхинвальском художественном училище и Тбилисской академии художественного искусства. Участник многих выставок в Грузии, Европе, США, России.

Владимир Маковский. «Варят варенье»

close «Варят варенье»

«Варят варенье»

Владимир Маковский

Работа знаменитого потомственного художника-передвижника Владимира Маковского «Варят варенье» (1876) хранится в Третьяковской галерее. Это одна из многочисленных жанровых работ художника, которого называли «мастером малого жанра».

Сын одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Владимир Маковский рос в атмосфере творчества и свободы. В доме на набережной Москва-реки, напротив Кремля, устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера, а частыми гостями семейства были Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, а также художник Тропинин, который стал первым учителем юного Володи. Четверо детей Маковских стали художниками, а пятая — Мария — певицей.

Климт. «Поцелуй»

close Wikimedia Commons

Картина культового австрийского художника и исследователя женского тела «Поцелуй» была написана в 1907-1908 гг. — в это «золотое» время своей карьеры художник много работал с сусальным золотом. По мнению некоторых исследователей, на полотне художник изобразил самого себя и свою возлюбленную Эмилию Флеге — дочь фабриканта, модельера, владелицу венского салона от кутюр «Сестры Флеге».

«Поцелуй» хранится в Галерее Бельведер в Вене.

Марианна Калачева. Серия «Романтическое настроение»

close kalacheva.com

Болгарская художница Марианна Калачева родом из Пловдива. Родилась в 1977 году, в 2003-м окончила местную Академию музыки, танца и изобразительного искусства в Пловдиве. Член болгарского союза художников.

Шагал. «Прогулка»

close Wikimedia Commons

Знаменитая «Прогулка» Марка Шагала — одна из самых узнаваемых работ художника-авангардиста. На полотне Шагал изобразил себя и первую жену Беллу Розефельд — главную женщину своей жизни. Он познакомился с Беллой осенью 1909-го в Витебске.

«Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, ее глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа» (из книги Марка Шагала «Моя жизнь»).

Позднее художник говорил: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Шагал прожил с Беллой 29 счастливых лет, до самой ее смерти 2 сентября 1944 года. После похорон художник попросил дочь Иду выбросить кисти и краски и в течение 9 месяцев не написал ни одной картины. Позднее он женился второй раз, но до конца своей жизни отказывался говорить о Белле как об умершей.

Puuung

close puuung1/Instagram.com

Работы корейской художницы рассказывают о жизни одной пары. Юноша и девушка гуляют, катаются на коньках, ужинают у камина, смеются, согревают друг друга, смотрят на город, читают, говорят — живут обычной жизнью, в которой есть слово «вместе» и настоящее чувство.

«Каждый сталкивается с любовью, — пишет на своем сайте Puuung. — И увидеть это чувство можно, просто осмотрев свою обычную жизнь. Я пытаюсь найти проявление любви в том, что мы делаем каждый день, и придать важности этим действиям на уровне искусства».

Рон Хикс. «Забери меня с собой»

close Wikimedia Commons

Рон Хикс — американский художник-импрессионист. Родился в 1965 году в Колумбусе (штат Огайо). С детства мечтал стать художником — его мать была художницей. ПОсле окончания местного колледжа искусства и дизайна переехал в Денвер, где поступил в Университет Колорадо.

Работы художника, которого сравнивают с Рембрандтом и Домье, представлены во многих галереях и музеях, а сам Рон Хикс регулярно участвует в выставках и проводит семинары в США и других странах мира.

Николай Ярошенко. «Двое на качелях»

close Wikimedia Commons

Выдающийся и несправедливо забытый русский художник-передвижник, портретист и пейзажист Николай Ярошенко родился в 1846 году в Полтаве, в потомственной военной семье. Любовь к точным наукам и учеба в Михайловской артиллерийской академии не помешали будущему художнику параллельно посещать занятия в Академии художеств, а также брать уроки рисования у Андриана Волкова и у Ивана Крамского в вечерних классах школы Общества поощрения художеств.

После женитьбы на Марие Невротиной — курсистке, бестужевке, общественной деятельнице — Ярошенко уехал с молодой женой на Кавказ, где написал свои первые пейзажи. В 1884 году с легкой руки критика Владимира Стасова художник получил прозвище «портретиста гор». Через год Ярошенко купил в Кисловодске дом и прожил на своей «белой вилле» с женой до самой смерти. На знаменитых «ярошенковских субботах» бывали не только лучшие писатели, художники, ученые своего времени, но и прогрессивная молодежь.

Самые известные поцелуи, подсмотренные в художественной галерее

Поцелуй. Он может быть таким разным. Дружеский, родительский, нежный, поцелуй страсти и любви, первый поцелуй.

Многие считают соприкосновение губ куда важнее, чем другие проявления ласки. А свой первый поцелуй люди помнят точнее и ярче, чем первый секс, если верить опросам общественного мнения. При поцелуе в организме вырабатывается значительное количество адреналина, что активизирует все органы организма. Увеличивается пульс (до 150 ударов в минуту), циркуляция крови увеличивается, в результате клетки организма значительно обогащаются кислородом. При поцелуе, организмы обмениваются слюной, в которой содержаться необходимые антибиотики. Таким образом, взаимно укрепляется иммунитет и общее состояние. Поцелуй способен снижать боль: во время поцелуя вырабатывается эндорфин — гормон, обладающий болеутоляющими свойствами. Из всего перечисленного можно сделать вывод: любите друг друга и целуйтесь чаще!

Для начала несколько афоризмов для размышления.

  • Целование чьей-либо руки — средневековой знак уважения. Факт.
  • Женщину, которой ты не стал бы целовать руку, не стоит целовать и в губы. Феликс Хвалибуг.
  • Он никогда не целует руку женщине, так как боится проглотить кольцо. Жюль Ренар.
  • «Кажется, я дошел до ручки!» — воскликнул кавалер, покрывающий даму поцелуями. Антон Благовещенский.
  • Рот у мужчины должен быть свободен на случай внезапного поцелуя. Автор неизвестен.
  • Я сторонник обычая целовать женщине руку. С чего-то ведь надо начинать! С. Гитри.

Социологические исследования в области чувственных отношений привели к интересным выводам. В большинстве пар, где отношения переходят в рутину или приближаются к завершению, поцелуи исчезают раньше, чем секс. Получается, что поцелуи — та невидимая нить, тот мостик, которые связывают духовный мир людей. Неслучайно «жрицы любви» во всех культурах не целуют своих партнёров в губы. Значение поцелуя воспето в искусстве: в музыке, литературе, кинематографе.

Искусство называют сублимацией любви. Во многом это правда. Сколько несчастливых в жизни, безответно влюбленных или рано потерявших любимых, людей подарили нам прекрасные произведения искусства. И не меньше счастливых в любви творили благодаря и во имя своих «муз». И у поцелуев в этом деле всегда было сакральное значение.

Давайте представим себя в художественной галерее и рассмотрим, как свое видение поцелуя выразили знаменитые художники разных эпох и стран. С толком и не торопясь рассмотрим картины повнимательнее и попытаемся разгадать замысел творцов. Но я уверена, что каждый увидит что-нибудь свое в этих произведениях.

Картина Жан-Леона Жерома «Пигмалион и Галатея» написана в 1890 году. На ней скульптор целует ожившую статую из слоновой кости, которая ожила благодаря его молитвам. Согласно древнегреческому мифу, Пигмалион был царем острова Кипр, сын Бела и Анхинои. Он высек из слоновой кости статую и полюбил её. Дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Во время праздника, посвящённого Афродите, Пигмалион обратился к богине с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и выполненная им скульптура. Осмелиться попросить оживить холодное изваяние Пигмалион не решился. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона.

Марк Захарович Шагал. «День рождения».

Картина «День Рождения» также демонстрирует нам двух летящих людей, которые, несомненно, влюблены друг в друга.
В тесном пространстве комнатки, молодым людям как будто не хватает места — они поднимаются над реальностью, так что комната кажется ещё меньше. Наиболее значимым элементом в работе является фигура мужчины, неестественно изогнутая, тянущаяся к губам любимой.
Причудливая манера письма, какой-то нелепый и одновременно необычайно гармоничный стиль, заставляет внимательно всматриваться в детали картины и находить каждую секунду что-то приметное — необычный коврик над кроватью в причудливых узорах, белую стену, испещрённую затемнениями, переливающееся фактурное платье девушки, заканчивающееся острым геометрическим воротником, яркий красный пол, скромную обстановку, в которой скрыты геометрические фигуры, (круги и прямоугольники) и многое другое.
Картина была написана в 1915 году, в тот счастливый период, когда любимая Белла стала Шагалу женой. Без сомнения, в этой работе он изобразил себя и любимую — их счастье заставляет оторваться от земли.

Поцелуй украдкой — Жан Оноре Фрагонар. 1787-1789.
Виртуозный мастер стиля рококо, Жан Оноре Фрагонар был учеником прославленных художников — Франсуа Буше и Жана-Батиста Шардена. Живописец известен как автор полотен на «галантные» темы, он развивал направление, заданное Антуаном Ватто. «Поцелуй украдкой» — вершина «галантного» творчества мастера. Юноша «похищает» поцелуй у молодой девушки, ее правая рука сжата ладонями юноши, который удерживает героиню подле себя. Она тревожно смотрит на приоткрытую дверь, чтобы никто не зашел и не увидел их. Поражают убедительность, с которой написаны фигуры, фактурность ткани, интерьер и светотень в комнате.

«В постели: поцелуй» 1892 г. Граф Тулуз-Лотрек Анри Мари Раймон де (1864—1901) — французский живописец, один из ярчайших представителей постимпрессионизма.

Родился в старинной дворянской семье. В детстве, дважды упав с лошади, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой. Этот физический недостаток наложил отпечаток на дальнейшую жизнь художника. Любовные, романтические отношения у него складывались неудачно, что он с лихвой компенсировал богемной жизнью и женщинами легкого поведения. Это его в конечном счете и сгубило. Он умирал от сифилиса на руках у своей матери.

Шедевр Анри де Тулуз-Лотрека «В постели: поцелуй» написан в 1892 году. На картине две целующиеся женщины. По легенде художник рисовал с натуры в одном из парижских борделей. После того, как он закончил работу, он якобы сказал: «Это лучше, чем ничего. Это само воплощение чувственной радости».

Поцелуй. Серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка (Он не только «Крик» написал). Наиболее ранние варианты относятся к началу 1890-x годов, однако наиболее известна версия 1897 года, выставлявшаяся как часть цикла «Фриз жизни».

Картины изображают двух влюблённых, слившихся в поцелуе у окна: их лица буквально растворяются одно в другом. По-видимому, интерьер здесь изображён тот же, что и на картине «Ночь в Сен-Клу» (1890), что позволяет предположить, что в основе картины лежат реальные воспоминания художника.

Картина Мунка вдохновила молодого Густава Вигеланна на скульптуру под названием «Склонённые».

«Поцелуй» (итал. Il bacio) — картина итальянского художника Франческо Айеца (встречается написание фамилии, как Хайес), написанная в 1859 году в стиле итальянского романтизма.
Цвета, использованные художником намекают на Пломбьерский пакт между Италией и Францией, ознаменовавший рождение итальянской нации. Кроме того в персонажах картины Хайес стремился показать зарождающуюся итальянскую нацию. Так он объединяет в одном сюжете любовь личную с любовью к родине.

Картина одного из самых загадочных художников ХХ века – бельгийца Рене Магритта. Влюбленные (Любовники, The Lovers).

Мотив человеческой слепоты, которая, по мысли многих художников рубежа XIX-XX веков, и есть прозрение (недаром в сознании людей прочно закрепилось представление о слепоте провидцев), с наибольшей силой проявился в картине «Влюблённые», которая существует в двух вариантах. На полотнах изображены мужчина и женщина, головы которых укутаны белыми покрывалами. На одной картине они целуются (представлена ниже), на другом варианте картины — влюбленные развёрнуты лицом к зрителю.

Первая мысль, приходящая на ум практически каждому, кто сталкивался с картиной, банальна до неприличия – любовь слепа. Но если бы всё было так просто, Рене Магритт не был бы автором этих картин. Да и сама жизнь художника полностью опровергает эту мысль: в 14 лет он познакомился с Жоржеттой Бергер, в 24 он на ней женился, напротяжении 45 лет она была его единственной женщиной, женой, моделью, музой. Неужели Магритт был слеп всю свою жизнь? Попробуем разобраться в загадках художника. Заодно придётся выяснить, зачем ему понадобилось писать два полотна.

Начнём с целующихся «Любовников» (второй распространённый перевод названия картины), как это сделал и Магритт. Художник изобразил персонажей в порыве страсти: это видно по складкам наброшенных на головы полотен. Страсть, вспыхнувшая между любовниками, действительно слепа. Она лишает человека способности объективно мыслить, видеть многие вещи. Кстати, однажды встретила интересное мнение: Магритт не просто закрыл глаза влюблённым, он замотал им головы — реализованная метафора «потеряли голову от любви».

Очень интересна деталь «поцелуй через полотно». Может, это ненастоящая любовь, не способная дать наслаждение от соприкосновения тел, проникновения друг в друга? Греховная страсть, стыдливо прикрытая или «предохраняющаяся» белыми покрывалами?

А может, Магритт хотел вынести приговор человеческим чувствам: даже любовь не способна дать постижение истины. Даже влюблённые люди остаются слепыми: они не видят никого и ничего вокруг себя, они не видят даже настоящего лица друг друга и, возможно, никогда друг друга до конца не познают.

Возможно, кстати, и «оптимистическое» толкование картины. Любовь настолько самодостаточна, что зрение ей не нужно. Влюблённым совершенно не обязательно видеть друг друга и весь окружающий мир. И чувствуют они друг друга даже сквозь двойной слой ткани. То есть мысль о том, что истинные чувства не знают каких-либо материальных преград.

Но, может быть, это и есть апофеоз любви: у человека, познавшего любовь, открывается внутреннее, истинное, зрение, позволяющее ему чувствовать этот мир, а не видеть его жалкое подобие? И препятствия вроде наброшенных на героев полотен, а также одежды, стен, слов, искусственных красок, звуков больше не мешают ему наслаждаться подлинной красотой этого мира? Возможно, именно эта истина и является самым ценным призом за разгадку живописного ребуса Рене Магритта — человека, который знал об этом мире намного больше, чем мы!

Поцелуй — мраморная скульптура, созданная Огюстом Роденом и представленная в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Изначально изображённая обнимающаяся пара являлась частью рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота Врата Ада, заказанные Родену для будущего музея искусств в Париже. Позднее была оттуда удалена и заменена скульптурой другой пары любовников, расположенной на малой правой колонне.

Скульптура Поцелуй изначально носила название Франческа да Римини, в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, они были обнаружены, а затем убиты её мужем. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое — Поцелуй (Le Baiser) — было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

По-своему изображая женские персонажи, Роден отдаёт дань уважения им и их телу. Женщины у него не просто находятся во власти мужчин, они — равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия Поцелуя (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго. Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

Немного поп-арта 🙂 Рой Лихтенштейн написал несколько версий объятий семейной пары, но «Kiss V» с 1964 года является самой популярной. В картине чувствуется, что паре предстоит долгая разлука и это возможно их последний поцелуй, поэтому в нем чувствуется столько любви.

И, пожалуй, один из самых известных «Поцелуев». Уже раскрытый во многих вариациях и работах на Ярмарке Мастеров.

Картина австрийского художника Густава Климта, написанная в 1907—1908 годах.

Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым»: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Популярность картин этого времени, и «Поцелуя» в том числе, связана не в последнюю очередь с применением художником золота в качестве цвета. Золото с незапамятных времён вызывает магические, религиозные ассоциации в равной мере с чувством материальной ценности, значимости.

Толика этой ценности и ослепительное сияние, исходящего от золота, тесно соединяются с содержанием картины. Ценность картины как бы освещает её смысл. Стилистические свойства этого периода, характеризующиеся сокращением глубины пространства и орнаментальной плоскостью изображения, подчёркивают значение самого изображения и пространства на картине. Аура полотна и его завораживающая красота выражают, с одной стороны, его «ценность», с другой же представляют влюблённую пару как символ беззаботного эротического счастья.

На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.

Картина часто описывалась критиками как «Союз» с указанием на орнаментальную символику одеяний мужчины и женщины. Однако сама символика опровергает это название: мужчине соответствуют характерные его полу «жесткие» формы, прямоугольные бело-чёрно-серые поля, тогда как женщине — «мягкие» формы, цветочные, пёстрые округлые элементы. Поэтому, хотя они и соединены посредством золотого одеяния, фона и объятия в единое целое, они все же отличаются друг от друга орнаментом. Однако эта разница является чисто символической и практически исчезает на фоне общей орнаментализации картины.

Ореол, окружающий слившихся воедино в поцелуе, определяется мужчиной, который своей спиной формирует его очертание. Его описывают как башне- или колоколоподобный, но в первую очередь — фаллическим. Подобные, более очевидные формы художник использовал в своих «Бетховенских Фризах». Этому главному символу мужского достоинства соответствует вирилитет мужчины. От него исходит вся энергия полотна. Это он обхватил своими руками голову женщины и повернул её к себе, чтобы поцеловать в щёку. В противоположность мужчине, женщина изображена на картине в пассивной роли. Она стоит, преклонив колени — явный символ подчинённости (при этом мужчина тоже стоит на коленях).

Некоторые исследователи считают, что на картине изображён сам художник со своей возлюбленной Эмилией Флёге.

После такого обзора хочется пойти и крепко обнять своего любимого человека, поцеловать и сказать, как сильно этот человек дорог и вашен в твоей жизни. Можете последовать моему примеру 🙂

Спасибо всем дочитавшим за наше совместное путешествие по виртуальной галерее всемирноизвестных поцелуев!

Одна из самых известных картин австрийского художника Густава Климта «Поцелуй». Художник написал её в 1907—1908 годах, и полотно стало настоящим выразителем идей своего времени. Ее очень часто воспроизводят на открытках и другой сувенирной продукции. Монетный двор Австрии в 2016 году отчеканил золотую монету номиналом в 50 евро и ценой в 450 евро, посвященную картине. Из-за такой «сувенирной» популярности у многих даже сложилось неверное представление о пропорциях полотна: его часто обрезают до прямоугольника, в то время как художник использовал квадратный и довольно большой холст размером 180 × 180 см.

«Поцелуй» выполнен в фирменном стиле художника — с использованием сияющего сусального золота. Некоторые ханжи даже морщат нос, уверяя, что использование «церковного» материала в эротических произведениях — кощунство. Но стиль Климта объясняется вовсе не религиозным бунтарством. Дело в том, что Густав родился в семье художника-гравёра и ювелира Эрнеста Климта, сам закончил венское художественно-ремесленное училище, а потому золото и прикладное искусство были органичны для его творчества. Писать блистающие картины художник начал еще до того, как увидел мозаики Венеции и Равенны, которым часто приписывают решающее значение в формировании климтовского стиля.

Картина «Поцелуй» — самая яркая работа «золотого» периода художника

В «Поцелуе» золотое сияние играет не только декоративную роль, но и, в первую очередь, смысловую. Глядя на влюбленных, затерявшихся среди драгоценных всполохов, невольно понимаешь, как дорого их чувство. Внешняя роскошь цвета и пышность орнамента подчёркивает глубину и яркость эротического переживания пары.

Кажется, будто влюбленным тесно в раме: художник нарочито лишил изображение перспективы и «воздуха», включив героев в тесный квадрат. Плоская декоративность окружения контрастирует с более реалистичными лицами. Зритель волей-неволей сосредотачивает своё внимание только на персонажах, которые чувствуют себя отделенными ото всего мира. Позади них начинается обрыв — кажется, влюбленные стоят у самого края земли.

Эту отгороженность подчеркивает золотое покрывало, которым влюбленные скрывают свою наготу. Накидка одновременно объединяет пару, но и подчеркивает их непохожесть: мужчину украшают черные прямоугольники, связанные с его маскулинностью, а девушку — нежные разноцветные овалы и завитки, символизирующие ее пол.

Некоторые искусствоведы считают, что в «Поцелуе» Климт изобразил себя

Кстати, выбор такого простого одеяния для героев обычно не был свойственно Климту. Чаще всего художник на своих полотнах изображал женщин либо в роскошных нарядах, либо совсем без одежды. Мужчины в его сюжетах — и вовсе крайне редкое явление. В «Поцелуе» у влюбленного тоже особенная роль. С одной стороны, юноша показан лишь условно: его лицо отвернуто, что подчеркивает уединенность влюбленных. С другой стороны, именно его рука и спина формируют очертания «ауры» вокруг пары, и большинство критиков сходятся во мнении, что она неспроста имеет фаллическую форму.

Доминирующая роль несомненно принадлежит мужчине. Девушка при этом кротко стоит на коленях, находясь чуть ниже возлюбленного. Рука мужчины поворачивает женское лицо, будто преодолевая легкое смущенное сопротивление. Героиня подчинена своему любовнику, но не порабощена им. Ее сложное переживание — и есть главный сюжет картины. Здесь Климт остается верен себе, вечному обожателю женщин и Женственности.

В оригинале увидеть картину Климта «Поцелуй» можно в Вене в галерее Бельведер.

Если вы хотите заказать картину «Поцелуй» Климта или другой шедевр мировой живописи по выгодной цене, вам на сайт art-holst.com.ua.

7 интересных фактов о Густаве Климте

1. Густаву Климту было всего 18 лет, когда он начал выполнять серьезные и престижные заказы, украшая фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах. Вместе с художником работал его юный брат Эрнст и друг Франц Мач. В ту пору стиль художника не имел ничего общего с его прославленными «золотыми» полотнами, фрески писались в русле традиционного неоклассицизма и были подобны работам Микеланджело. К модерну Климт пришел после смерти отца и брата.

«Аллея в Шлосс Каммер Парке», 1912

2. С 1910 года Климт начал разрабатывать новый стиль, лишенный декоративности и золотой пышности, но не успел этого сделать в полной мере. О его задумке свидетельствует второй портрет Адели Блох-Бауэр 1912 года, где для художника важнее не орнамент, а цвет. Возможно, мы бы увидели еще немало сюжетов Климта, рассказанных свежим языком, но в планы художника сначала вторглась Первая мировая война, а потом его здоровье подорвал инсульт. Умер Климт в возрасте 55 лет от пневмонии в 1918 году.

«Адель Блох-Бауэр», 1912

3. Густав Климт был крайне любвеобильным мужчиной. В его мастерской нередко пребывали обнаженные девушки, которых звали туда не только в качестве целомудренных натурщиц. После смерти художника на его наследство претендовало 14 детей, чьи матери уверяли, что родили именно от Климта. Впрочем, доказать это удалось лишь некой Марии Циммерманн. Несмотря на свою страстность, Климт никогда не был женат и всю жизнь провел под одной крышей с матерью и сестрами.

Густав Климт и его муза Эмилия Флеге

4. Художник был современником Зигмунда Фрейда, и климтовские полотна в некотором смысле можно назвать визуальным воплощением многих идей психоанализа. Климт в своих работах неизменно рассказывал о чувственности, эротизме, укрытом маской снов, видений, ассоциаций, аллюзий. Порой для трактовки особенно сложных сексуальных сюжетов художник прибегал к древним мифам и легендам.

«Юдифь и голова Олоферна», 1901

5. После Климта почти не осталось писем, дневников, статей или эссе. Художник утверждал, что, если «кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины». Большинство его посланий другим людям сводилось к обмену бытовой информацией. Более того, не в правилах Климта было отвлекаться от работы ради болтовни с друзьями. Художник ввел для своих близких необычное правило: любой приятель или знакомец мог составить ему компанию за ежедневным завтраком в кафе «Тиволи», но никто не имел права приходить в рабочее время в мастерскую.

Климт любил кошек

6. Климт очень часто писал картины, исходя из формы и орнаментов на раме. По этой причине обрамление полотна нередко оказывалось не сторонним элементом, но неотъемлемой частью произведения. Прикладное искусство вообще было очень важно для художника: одним из своих лучших творений он считал столовую во дворце Стокле. Также художник создавал эскизы для платьев.

7. Один из признанных шедевров Климта — «Портрет Адели Блох-Бауэр», вокруг создания которого вьется немало легенд. Считается, что полотно смогло пережить II Мировую войну благодаря тому, что когда-то юный Гитлер пришел к великому художнику, чтобы услышать критику на свои работы. Климт благожелательно отозвался о даровании будущего фюрера, чему Гитлер был крайне рад. Потому-то фюрер в будущем велел оберегать картины Густава Климта. Но, несмотря на это, множество полотен все же сгорело во время войны.

«Адель Блох-Бауэр», 1907

Поцелуй со статуей

В юности я мечтал стать певцом. Создать ансамбль, ….писать песни. Как писали к примеру Битлс.
Девушкам с которыми я встречался я напевал свои мелодии.
На вечерних улицах мои глаза пылали каким-то неземным огнем и может поэтому они мне ни в чем не отказывали.
Но не они мне были нужны.
— Тебе нравиться моя песня? — шептал я в ухо очередной из них.
А она лишь томно дышала и лишь ее вздымающаяся грудь часто подымалась вверх-вниз.
. … — Я не этого хочу — шептал я ей в ухо.
Но она лишь еще сильнее дышала.
И однажды я понял правду — кроме моих девиц, мои песни никто не слышит и наверное так и не услышит.
И еще я понял что мечтать можно лишь в 17 лет. Но не в 22.
Надо было возвращаться в реальность.
И тогда началось мое падение в реальность. Оно началось сразу после института. Страшное, неуклонное.
Добиваться склеивания картона согласно производственным нормам — не возбуждало меня.
— Я ошиблся профессией — понял я с ужасом.
И как будто ухватившись за последнюю соломинку я снова начал сочинять.
Я давал обьявления в газету, нанимал каких-то девиц которые должны были напевать мои песни на старенький магнитофон.
Одну … вторую … третью… … все они были незамужними престарелыми девами.
Они пели хорошо на при этом одевали короткие платья и смущали меня красивыми ногами.
Поняв что я действтельно хочу заниматься песнями а не чем иным — все они кинули меня.
И я волокся с огромным аккордеоном по улицам моего города.
Злой и усталый.
А утром — меня снова ждал картон на фабрике.
Но я не сдавался. Отсылал мегнитофонные записи различным певцам и снова нанимал девиц.
Но однажды двери фабрики оказались закрытыми. Наступила новая эра — капитализм. И я стал безаботным.
Ходил по базарам, учился продавать, прятаться от базарного начальства и ласково смотреть в глаза если поймают: — Конечно — говорил я — заплачу за место … просто сегодня я ничего не продал…
Я чувствовал себя полным ничтожеством и прятал виновато глаза в сторону … лищь мои губы странно улыбались.
И я знал секрет — я снова сочинял напевая свои мелодии.
Сочиналя где бы я ни был — в переходе, на базаре или просто на улице.
Базарные почему-то меня не трогали и разрешали продавать без проблемм.
Да и мне было плевать на все — вот новый припев не клеиться к куплету — это проблемма!
Но и базар тоже вскоре закрыли.
И я вообще остался без работы. Диплом инженера валялся где-то на полке. И ширпотреб который я носил по базару — тоже.
И я впал в депрессию.
На фиг никому не нужны мои песни .. ни мой труд… ни я сам ….
И я вдруг начал понимать почему люди иногда не хотят жить …. только мне было страшно делать дальнейшие выводы.
Меня спасла моя сестра.
— Я знаю классную работу — сказала она — оператор котельни. Сидишь себе сам в котельне, и только смотришь что-бы котел не взорвался. Днем и ночью. Только ты и котел. И больше никого.
— И мои песни — добавил я про себя. И радочтно согласился.
После года обучения меня направили на работу — в школу для музыкально одареннных детей.
Котельня там была старая, грязная, с сырыми стенами.
И потянулись однообразные дни.
Я приходил утром, принимал смену в течении получаса, слушая упреки начальства что я ничего не умею, после чего меня оставляли в покое на целые сутки.
Целые сутки — в полном одиночестве.
И только старый котел слушал мои песни, тихо шумя пламенем где-то внутри, подпевая по своему.
И через пол года я начал чувствовать что становлюсь отшельником.
Но однады мой покой прервался — все вокруг забегади, заволновались. Оказалось что в школу приехада жена президента. Нарядная, красивая. По такому торжественному случаю откуда-то из подвала вытащили статую изображающую знаменитую певицу из прошлого века. Основательницу школы. Статуя была в полный рост, и певица была на ней была с распростертыми рукам. Как буд-то приглашая в школу.
Жена президента с удовольствием прошлась по школе и уже выходя она остановилась и посмотрела на статую. А я смотрел из окна старой котельни — на нее.
— Ты же такая как и я. Мечтаешь, любишь, надеешьсь …
Только ты даже не посмотришь на меня. Потому-что я ноль по жизни.
И от отчаяния я снова засвистел свои мелодии.
Понимя что лишь одно есть у меня в жизни чего не имеешь ты — я умею сочинять мелодии.
И только это отличает меня от нуля.
Впрочем. тебе это наверное глубоко пофиг …
И поняв это я жалобно вздохнул… мелодия застыла у меня на губах …. вот именно. Полный ноль И пора признаться себе в этом.
У меня по щекам потекли сслезы … как вдруг я поймал себя на мысли что статуя певицы повернута прямо ко мне. Мне даже вдруг показалась что она смотрит прямо мне в окно.
У меня даже мороз прошелся по коже от этой мысли …
Жена президента давно уже уехала.
А я все пел и пел свои песни. И смотрел в лицо этой мраморной статуи.
Белого цвета, женщина лет 25 -ти.
— Кем ты была в жини?
По ходу своей работы я должен был ходить ночью по щколе — выпускать воздух с труб.
В тот же вечер я нашел на стене школьного коридора фотографии и портрет этой певицы. Оказалось что она жила почти сто двадцать лет назад. Я внимательно всматривался в ее фото — красивое лицо, одухотворенное, нежное, с тонкими изящными линиями губ и бровей.
— Ты красивая — прошептал я.
Вздохнул, и пошел на чердак — старый и грязный. Где только лучик моего фонарика показывал мне проход среди сотен труб, освещая небольшой тунель который вел меня в чернутю темноту и обратно. В котельню.
На следующий день меня отругали еще пуще прежнего. Оказалось я забыл развоздушить одну трубу. И преподаватель который очень замерз во время урока пожаловался директору на нерадивого котельшика.
Мне обьявили строгий выговор и пообещали уволить в следующий раз.
Больше петь песни мне не хотелось.
— Будьте Вы прокляты, мои песни — вдуг сказал я. И решил завязать с ними навеки.
Что дади они мне? Кроме пустых надежд и разрушенных мечтаний?
Днем я учил параметры котла, его характеристики и правила эксплуатациии.
И старался не знать душевных мук более.
Ввечером выглянув в окно я тут же отпрянул — статуя снова смотрела на меня. Прямо в мое окно. Только теперь мне почоему-то показаллсь что она печальнее чем прежде.
Я тут же закрыл занавеску.
— Да когда же заберут тебя наконец?
Решил все трубы на чердаке обойти два раза. Что-бы наверняка. Но не тут то было.
На чердак каким-то образом залетел голубь. Он в страхе кидался между трубами, кричал и пытался найти выход в темноте.
— Дурачек .. не бойся — сказал я.
И решил оставить двери открытыми что-бы голубь вылетел.
Утром был новый скандал — кто-то доложил директору что я не ходил по трубам как положено. Но доказать не смогли.
Лишь кричали до хрипоты — откуда такие бездельники берутся?
Отпустили с обещанием что это было последнее предупреждение.
Понурив голову я вернулся в котельню.
Мне хотелось плакать.
Открыл шторы я посмотрел во двор и тут же отскочил от окнах … я вдруг увидил слезы на глазах у статуи.
В изумлении я вышел из котельни.. осторожно подошел к ней — Слава Богу, нет. Это капли вечернего дождя начали падать с неба.
Статуя как и прежде смотрела куда-то в сторону распростев руки предо мной.
— Ты тоже несчасная? — Вдруг спросил я ее. И осторожно подошел еще ближе. Мы были одинакового роста.
И капли дождя стекали по ее глазам, как и моим тоже, напоминая слезы. Мне вдруг стало жало ее почему-то …
— Плачет как живая.
И я вдруг прижался к ней, чувствуя как наши груди соприкоснулись, моя — живая, теплая. И ее — холодная и каменная.
— Тебе стало теперь легче? — Спросил ее.
И тут же отпрянул от статуи.
— Я действительно становлюсь отшельником…. или может схожу с ума?
Повернулся и пошел на обход труб.
Сегодня должен обойти все трубы, даже если голубь будет биться об меня и ломать себе крылья.
— У меня есть другой выход?
Я зашел на чердак но голубя уже не было.
— Улетел! — С облегчением подумал я, обошел все трубы почти в полной темноте лишь освещая дорогу слабым лучем фонарика. И начал спускаться обатно по лестнице ведущей в школьный коридор.
Как вдруг я снова увидел голубя.
Он стоял прямо перед лестницей и увидев меня вдруг распростер крылья. Как будто старлисьь загородить крыльями мне дорогу.
У меня подкосились ноги.
— Это бред какой-то….. И в тот же миг луч фонарика в моих дрожащих руках повело в сторону, вглубь темного коридора.
И тогда я увидел ЭТО …там, за голубем находилось нечто еще. Оно стояло в глубине черного коридора, оно почти не касаясь пола … и в то жд евремя оно молча смотрело на меня
От неожиданнсти я застыл на месте.
Оно то появлялось в луче фонарика то отклонялось от него.
Похожее на сгусток светлого тумана.
Ужас наполнял мое сердце по мере того как я понимал что это не сниться мне, вдруг оно стало приближаться ко мне … я почувствовал что теряю разум. Ноги перестали меня слушаться, губы онемели …
Нечто такое что лежит за пределами человеческого разума двигалось ко мне …. и по мере его приближения я чувствовал что теряю сознание от все усиливающегося неимоверного ужаса.
Я даже хотел потерять сознание. Очень хотел.
Лишь это могло помочь мне освободиться от ужаса.
Но почему-то я никак не терял его. Лишь закрыл глаза как будто это могло помочь мне.
Через закрытые веки глаз я чувствовал как нечто проплывало рядом, возле меня …. совсем близко … и вдруг я почувстсовал что оно остановилось …
Ужас охвативший меня в тот де миг был такой сильный что я получил что хотел — я наконец отключился.
Уже падая куда-то в пустоту, в провал бессознания, я на мгновение почувствовал чье-то легкое касание … странное касание… прямо — к моим волосам …. как будто кто-то погладил меня. Нежно и мягко.
Только этот миг и остался в памяти.
Очнулся я под утро …. голубя нигде не было.
Я кинулся бежать в котельню. Слава Богу!
Было еще слишком рано и никто не заметил моего отсутствия.
Я был так поражен случившимся что сразу закрыл котельнью на ключ я проспал несколько часов у старого котла. Обняв его как друга.
Меня разбудил звук голосов на улице.
Я проснулся и тут же вспомнил ночное проишествие.
И тут же меня озарила догадка — не душа ли певицы посетила меня в коридоре?
Мне захотелось еще раз посмотреть на статую как будто это могло помочь мне решить эту загадку.
Кинулся на улицу на статуи уже не было.
Оказываеться ее увезли обратно рано утром.
Я кинклся к подвалу, где ее хранили. И нашел ее …там, в грязном сыром подвале среди крыс и мышей она стояла повернутой лицом к кирпичной стене.
Печальная и грусная. Как всегда.
Распростев руки, которые теперь выражали не приветствие а как будто — немое отчаяние.
Я тогда я все вдруг понял.
Ночной кошмар стал поворачиваться ко мней другой стороной.
Мой ночной кощмар — был коротким и недолгим. Ее же — вечным.
Может это она хотела сказать мне?
А может — пожалела несчастного композитора?
Не знаю ….
И тогла я заговорил с ней.
— Я не знаю кто ты и почему прищла ко мне ночью- прошептал я ей. — Но я помолюсь за тебя. Обещаю!
И наклонившись я поцеловал ее прямо в губы.
Затем выскочил на улицу.
— Зачем я это сделал? Это влияние одиночества?
Как вдруг я увидел голубя снова … того самого… из ночного чердака … только теперь он радостно пронесся над моей головой, сделал круг как будто стараясь еще раз посмотреть на меня. А затем резко вмыл вверх и исчез в небе.
На следующий день, ко мне позвонил известный музыкант и сказал что берет мою песню — в работу. Сказал что я очень талантлив и он хочет договорится со мной о встрече.
В счастливом изумлении я клал трубку. Неужели это случилось! Моя мечта!
Закрыл глаза.
И вдруг статуя певицы снова вдруг непроизвольно возникла в моем сознании. Но теперь, я видел только часть ее — только одну голову с лицом. Присмотрелся — и заметил что она изменидась! Теперь он не была печальна как раньше.
— Мне повезло! — Сказал я ей.
И тут же я увидел еще одну часть статуи … ее распростертые руки — как будто говорящие мне теперь — Добро пожаловать!
Послеп чего статуя вдруг стала растворяться куда-то в пространство, в устоту. Исчезая навсегда из моей жизни.
Но это я понял — лишь значительно позже.