Джаз композиции

Эти мелодии звучат чуть ли не из каждого мобильного телефона. Они постоянно создают настроение в рекламных сюжетах. В кинофильмах музыкальные отрывки являются самостоятельными элементами.

Но если спросить: «что это было?» — далеко не каждый сходу может припомнить хотя бы название музыкальной композиции. Даже вспомнив название, вряд ли назовёт композитора. И ещё больше путаницы с исполнителями — вплоть до судебных разбирательств между певцами.

Что же это за неуловимые мелодии? Кто на самом деле их авторы? Давайте присмотримся к десятке самых известных джазовых композиций.

10. Summertime

Джордж Гершвин в 1935 г. написал арию «Summertime» для оперы «Порги и Бесс». Текст арии принадлежит перу брата композитора Айры Гершвин и друга Дюбоса Хейварда.

Музыкальные критики до сих пор расходятся в определении базового стиля джаз-композиции. Одни усматривают подражание традиционным протестантским спиричуэлсам; другим слышатся напевы украинских колыбельных.

В разное время её исполняли:

  • Чарли Паркер;
  • Луи Армстронг и Элла Фицджеральд;
  • Майлс Девис;
  • Оскар Питерсон;
  • Дженис Джоплин;
  • Джо Хэндерсон;
  • Сэм Кук;
  • Пол Маккартни.

Интересные факты: вольность трактовки арии группой «The Zombies» стала причиной судебного иска об авторстве. А по количеству исполнений (более 70 000) она опережает «Yesterday» группы Beatles.

9. Feeling good

В 1964 года британец Энтони Ньюли написал «Feeling good» для мюзикла «The Roar Of The Greasepaint — The Smell Of The Crowd». Автор текста песни — Лесли Брикасс, а первым исполнителем стал Гильберт Прайс.

Мюзикл увидел свет в следующем, 1965 году. И американская певица Нина Симон сразу же включила арию в свой новый альбом.

Именно в исполнении Симон песня быстро приобрела всемирную известность. Она не раз использовалась в кинофильмах, радиопостановках и рекламных кампаниях.

После неподражаемого исполнения Нины Симон джаз-композиция входила также в репертуар:

  • Джордж Майкл;
  • Джон Колтрейн;
  • Майкл Бубле;
  • Pussycat Dolls;
  • Traffic;
  • Eels;
  • Muse.

8. Let it snow! Let it snow! Let it snow!

Мелодия «Let it snow! Let it snow! Let it snow!» неизменно ассоциируется с Новым Годом. На самом деле, Жюль Стайн написал эту песню на слова Сэмми Кайна жарким летом 1945 года.

Впервые песню о двух влюблённых, которым неожиданный снегопад даёт повод побыть вместе подольше, исполнил Вон Монро. Классическим стало добродушное ворчание Френка Синатры.

Не пожелал отставать проникновенный Дин Мартин. И — пошло-поехало… Известно не менее двадцати перепевок и вариаций «хита всех новогодних фильмов».

Неполный список исполнителей неизменной, «классической» версии:

  • Дин Мартин;
  • Фрэнк Синатра;
  • Элла Фитцджеральд;
  • Бинг Кросби;
  • Клифф Ричард;
  • Билли Айдол;
  • Род Стюарт.

7. Hello Dolly

В 1963 году Джерри Херман написал лейтмотив «Hello Dolly» одноимённого мюзикла. После того, как песню спел Луи Армстронг, композиция получила всемирную известность и стала основой для множества подражаний и перепевок.

В 2001 году композиция совершенно заслуженно получила место в Зале славы премии Грэмми. Считается, что это лучшая песня в карьере Луи Армстронга.

Знаете ли вы, что авторство музыки оспаривалось в суде? Известный многочисленными телепроектами, Мак Дэвид официально претендовал на… первые четыре такта. Херман предпочёл не делать чести спорщику длительным разбирательством и выплатил отступные — хотя настаивал, что с творчеством сутяги вообще не был знаком.

6. Autumn leaves

В 1945 году француз Жозеф Косма написал музыку «Autumn leaves» на стихи Жака Превера. Изначально франкоязычная песня планировалась специально для кинофильма Марселя Карне «Врата ночи».

Первыми исполнителями были Ив Монтан (прекрасно поющий сам) и Ирен Йоахим, которая озвучивала исполнительницу главной роли Натали Наттье.

Двумя годами позже американец Джонни Мерсер переложил песню на английский язык.

В 1956 году русскоязычная версия авторства Николая Доризо была выпущена в СССР. В этом варианте песню исполняла Гелена Великанова.

Кроме того, известно переложение Бориса Мокроусова на слова Марка Лисянского.

Все варианты вариаций мелодии и переложений на разные языки просто не сосчитать.

5. The entertainer

В 1902 году афроамериканец Скотт Джоплин зарегистрировал авторские права на композицию «The entertainer», которая обессмертила его имя.

Регтайм, как музыкальное направление, символ начала XX века; «Артист» — визитная карточка этого стиля. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний вполне по праву включила его в «10 лучших мелодий века».

Настоящая популярность пришла к мелодии лишь в 70-е годы. На волне ностальгического интереса к началу века, композицию издают в музыкальных сборниках, используют в стилизованных кинофильмах и на театральных подмостках.

Интересный факт: джаз-композиция превратилась в рекламный девиз, которым пользуются уличные мороженщики и продавцы фруктов на Юге.

4. Take five

В 1959 году квартет Дейва Брубека записал для своего нового альбома короткую композицию «Take five», название которой на жаргоне джазистов означает «перерывчик». Музыкальный размер 5/4 вполне соответствует названию.

Музыка сразу получила популярность на радио. Джазисты брали на вооружение ритм и отдельные фразы; композиция в оригинальном исполнении неоднократно переиздавалась как сингл.

Сегодня эта мелодия является музыкальной заставкой:

  • воскресных эфиров Ксении Лариной (радио «Эхо Москвы»);
  • передачи «Время джаза» (Радио Свобода)
  • передачи «Когда не хватает джаза» (Радио России);
  • эфиров Геры Мартелл (Физтех.Радио).

3. Singing in the rain

Происхождение популярной джазовой мелодии «Singing in the rain» достоверно не известно. В 1929 году, композитор И. Браун и поэт А. Фрид написали песню, которая неоднократно использовалась в кино без указания авторства.

Но в 1952 году режиссёр Джин Келли сыграл главную роль в одноимённом киномюзикле и лично исполнил песню, после чего она получила самостоятельную жизнь.

В разное время мелодия звучала не менее чем в двух десятках фильмов. В том числе таких, как «Заводной апельсин», «Крепкий орешек», «Леон», «Годзилла» и многих других.

2. I’ve got you under my skin

В 1936 году вышел киномюзикл «Рождённая танцевать», для которого Коул Портер, написал песню «I’ve got you under my skin» (музыку и слова), ставшую лейтмотивом. В фильме она звучит в устах Вирджинии Брюс.

После этого мелодия неоднократно исполнялась десятками (если не сотнями) джазистов. Но особую популярность получила в 1956 году, когда её исполнил Фрэнк Синатра.

Сам Фрэнк очень трепетно относился к этой песне, неоднократно подчёркивая что «значительно переосмыслил оригинал». По собственным словам Синатры, «из просто хорошей песни я сделал шедевр».

1. Fly me to the moon

Знаменитая песня «Fly me to the moon», являющаяся образцом классического джаза, была написана Бартом Ховардом в 1954 году. Фелисия Сандерс исполняла её в кабаре под названием «In Other Words», но популярность мелодия получила по словам одной из строчек песни.

Учитывая настроения публики, при подготовке пластинки издатели решили дать ей «народное название», под которым она известна до сих пор.

Интересный факт: по версии журнала «Animage», данная песня входит в двадцатку лучших тем аниме.

Исполнители:

  • Фрэнк Синатра;
  • Аструд Жилберту;
  • Дорис Дэй;
  • Тони Беннетт;
  • Мэтт Монро;
  • Эйприл Стивенс;
  • Уэс Монтгомери;
  • Оливия;
  • Джули Лондон;

и многие, многие другие…

10 лучших джазовых композиций, которые должен знать каждый

26 Январь 2012 | Джаз | Концерты Джазовые пианисты ТОП

Несколько дней назад с друзьями старались вспомнить как можно больше людей, которые, на наш взгляд, изменил ход истории. Ну, и если расширить эту тему, то можно выделить 10 ключевых аспектов в разных областях деятельности человека, которые повлияли на жизнь, мировоззрение или просто вкус всего человечества. Сегодня я хотел бы выделить 10 джазовых стандартов, которые, на мой взгляд, являются основой популярной джазовой музыки. Джазовые стандарты – это джазовые мелодии или темы, которые когда-то были написаны кем-то, и которые являются настолько запоминающимися, что их знают все джазовые музыканты и практически все люди. Неплохие музыканты, как, например, пишет «Википедия», знает их по пару сот штук, в чем я, кстати, очень сомневаюсь.

Скорее всего, многие знают собранные мною джазовые композиции, но у каждого стандарта своя история, которую знает далеко не каждый.

Итак, номер раз:

1. Autumn leaves

Первоначально, в 1945 году, это была французская песня «Les Feuilles mortes» (буквально «Мертвые листья») с музыкой Джозефа Косма (Joseph Kosma) и стихами поэта Жака Превера (Jacques Prevert). Ив Монтан (с Ирен Иоахим) представил «Les Feuilles mortes» в 1946 году в фильме Les Portes-de-la Nuit. В 1947 Американский композитор Джонни Мерсер написал английский текст этой песни, и Джо Стаффорд был одним из первых кто исполнил новую версию композиции. Осенние листья стали джазовым и поп стандартом на обоих языках, а также и в инструментальной версии.

На видео ниже представлена импровизационная версия этой темы одного из лучших джазовых импровизаторов и композиторов (и одного из моих любимых) нашего времени Кейта Джаретта (Keith Jarrett). Обратите внимание, как он забавно подвывает и пританцовывает во время своего соло. Его игра имеет особый шарм и сразу отличается и идентифицируется на слух благодаря микрофонной подзвучке его своеобразного «мычания».

2. Let it snow! Let it snow! Let it snow!

Песня также известна под названием «Let It Snow». Авторство принадлежит лирику Сэмми Кану (Sammy Cahn) и композитору Джули Стайну (Jule Styne) в 1945 году. Что интересно , она была написана в июле 1945 года в Голливуде во время одного из самых жарких дней лета.

Что еще более интересно — ее знает, думаю, практически каждый на нашем синем шарике, бороздящем Вселенную, даже тот, который всю жизнь прожил в пустыне. Лично я всегда пою эту песню, когда идет снег или дождь (Let it rain! Еще можно Let it fog!)

3. I’ve got you under my skin

Не все знают эту композицию, которую перепели все джазовые вокалисты если не на сцене, то уж в душе точно. Авторство принадлежит Коулу Портеру (Cole Porter) и написана она в 1936 году. На представленной видеозаписи (как и на предыдущей) ее исполняет мой любимый музыкант Джейми Каллам (Jamie Culllum). После этой песни будет маленький бонус — еще одна песня в исполнении Джейми — High and Dry (Radiohead). Это одна из моих любимых песен.

4. Fly me to the moon

А эта тема – одна из тех, под которую свинговать удобнее всего, даже мне, далекому от свинга человеку. Написал шедевр Барт Ховард (Bart Howard) в 1954 году.

5. Take five

Если музыкант хочет проверить свое музыкальное чутье на нестандартном ритме, Take five – это лучшая джазовая композиция, над которой можно провести эксперимент. Размер в 5 четвертей недвусмысленно показывает, что песня заслуживает внимания. Кстати, есть очень много песен, начинающихся как знаменитый стандарт, но придумал его «первый раз» именно Пол Дезмонд (Paul Desmond), а впервые представлена была квартетом великого Дейва Брубека (The Dave Brubeck Quartet) в альбоме «Тайм Аут» в 1959

6. The entertainer

Ну, это знает каждый. Написал композицию основатель стиля «регтайм» Скотт Джоплин (Scott Joplin) более 110 лет назад (в 1902 году). Является классикой регтаймов. Эта джазовая Композиция вернула свою международную известность во время «рэгтайм возрождения» в 1970-х годах, когда она была использована в качестве музыкальной темы для фильма «The Sting», который получил Оскар.

7. Singing in the rain

«Поющие под дождем» — песня на стихи Артура Фрида (Arthur Freed) и музыку Накио Херба Брауну (Nacio Herb Brown), написана в 1929 году, получила известность после одноименного фильма. После просмотра клипа я всегда начинаю радоваться!

А теперь, одна из моих любимых реклам, основанная на фрагменте из фильма.

8. Summertime

Когда люди говорят о джазе, то часто имеют в виду именно “Summertime”. Написано произведение Джорджем Гершвином в 1935 году для оперы «Порги и Бесс». Авторы текста: ДюБос Хейвард и Айра Гершвин (брат Джорджа). Говоря, что за основу для написания арии Гершвин взял украинскую колыбельную песню»Ой ходить сон коло вікон», которую он услышал в Нью-Йорке в исполнении Украинского Национального Хора под управлением Александра Кошица. Мы и там даем жару!

9. Feeling good

«Feeling Good» (также известна как «Feelin ‘Good») — песня, написанная английскими авторами-исполнителями Энтони Ньюли (Anthony Newley) и Лесли Брикусс (Leslie Bricusse) в 1965 году. С тех пор композиция была записана многими исполнителями, включая выдающуюся Нину Симоне (Nina Simone).

10. Hello Dolly

Ну и куда же мы без Армстронга! Но что интересно – автор музыки и слов знаменитой песни, не Армстронг – человек, ступивший первым на Марс, – а Джерри Герман (Херман) (Jerry Herman). Песня была очень популярна в 1964 году, когда ее крутили по радио так же часто, как сегодня крутят Леди Гагу. Но именно всеми нами любимый Луи Армстронг сделал ее такой, какую мы ее знаем сегодня.

Конечно, музыка не ограничивается этими 10-ю шедеврами, но, они, на мой взгляд, – одни из лучших композиций, которые нам дал современный мир. Кстати, можете прочитать эту статью и на английском: 10 best jazz compositions that everyone should know.

Скоро подготовлю 25 лучших джазовых композиций, включая джазовые стандарты в оригинале и их современные обработки.

Любой вид искусства, насколько творческим он не был бы, строится на канонах. Не стал исключением и джаз. В основу жанра легла импровизация, но и это не стало поводом для хаотичного сочинения музыки. Мы рассказываем вам, какие самые известные джазовые стандарты остаются бессмертными спустя десятилетия и исполняются музыкантами по всему миру.

Известные джазовые стандарты

Fly Me To The Moon

Книга «История джаза» Маршалла Стернса

Впервые песня Fly Me To The Moon была исполнена в 1954 году. А через пару лет, когда ее спела знаменитая телеведущая, композиция получила огласку и быстро набрала популярность. Так сильно полюбилась людям простая, но изящная мелодия.

Сложно назвать еще хотя бы пять подобных ей, на вокальное исполнение которой было столько жаждущих: от Фрэнка Синатры до Дайаны Кролл, от Тони Беннетта до Бренды Ли.

Fly Me To The Moon стало жемчужиной карьеры Барта Ховарда

И несмотря на то, что Барт Ховард записал еще множество других произведений, именно «Отправьте меня на луну» стало жемчужиной его карьеры. На авторские отчисления с этой песни он смог прожить до самой старости.

Смотрите документальный фильм Синатра: Все или ничего

But Not For Me

Для мюзикла 1930 года Girl Crazy знаменитый композитор Джордж Гершвин подготовил что-то особенное. Это было But Not For Me, отличающиеся своей протяжной, безмятежной и при этом лиричной мелодией. Она не о войне, не о жестокости и не имеет горького вкуса.

Кадр из фильма «Манхэттен» (1979)

Скорее, песня олицетворяет ностальгию, меланхолию, которые имеют оттенок печали при спокойном своем проявлении. Позже она появилась в фильме Вуди Аллена «Манхэттен», чем вызвала вторую волну популярности, которая сохранятся до сих пор.

In A Sentimental Mood

Джазовые стандарты не могут не включать в свой список In A Sentimental Mood непревзойденного Дюка Эллингтона. Эта композиция считается одной из самых красивых джазовых баллад.

Луи Армстронг и Дюк Эллингтон

Интересно то, как она была написана. По словам самого композитора, когда он посетил Северную Каролину, он был приглашен на вечеринку. Его друг умудрился быстро обрести проблемы с двумя представительницами прекрасного пола. Так, взяв весь огонь на себя, Дюк сел за пианино и сочинил это произведение. Что только не сделают мужчины, чтобы избежать женского гнева!

Misty

«Мисти», мелодия, написанная в 1954 году Эрроллом Гарнером, является заглавным треком в фильме Клинта Иствуда Play Misty for Me. Размеренная музыка фортепиано сделала ее популярной и узнаваемой. А слова, написанные Джонни Берком позже, добавили еще большого шарма.

Композиция Summertime стала символом джаза

Summertime

Написанная для оперы Porgy and Bess Джорджем Гершвином Summertime стала символом джаза, а также была удостоена звания самой исполняемой композиции. Она насчитывает более 25 000 каверов, спетых другими авторами.

Постановка оперы «Порги и Бесс» в Harlem Theatre в Нью-Йорке

Размеренная мелодия похожа на сладкий, густой мусс. А прекрасное вокальное исполнение украшает песню, делая из нее роковую и незабываемую. Самое известное исполнение этого произведения принадлежит дуэту Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга.

Sweet Georgia Brown

Много уже говорилось о балладах, о песнях спокойных, созданных погрузить разум в монотонные раздумья, но пора назвать более ритмичные джазовые стандарты.

Sweet Georgia Brown написана Беном Берни, Макео Пинкардом, автором текста выступил Кеннет Кэйси. Эта песня стала известна многим, так как активно использовалась в качестве гимна американской баскетбольной командой «Гарлем Глобетроттерс» в 1952 году.

По числу аранжировок Сладкая Джорджия обгоняет даже, известную почти каждому, рождественскую песню Jindle Bells. Ее исполнили и британские Beatles, и сам Гудмен, настолько любима она оказалась публике. Простая и ненавязчивая, как жизнь на улицах города. Милая и веселая – она не могла не завоевать ее.

Интервью с Дайан Ривз на русском и английском языках

Footprints

Написанная Уэйном Шортером в 1966 году композиция Footprints входит в самые популярные джазовые стандарты. Это джазовый вальс, подобных которому нет. Ритмичная мелодия и лидирующий саксофон так и манят, чтобы найти себе партера для танца и показать, что такое джаз. Страстный, пламенный.

Сам духовой инструмент представляется как образ женщины строгой, властной, но дико обаятельной. А дополняющие его ударные подобны кавалеру, ухаживающему за своей избранницей.

Мелодия стала «визитной карточкой» для квартета Шортера. Он доказал другим исполнителям, что простая в исполнении музыка – не означает незамысловатый мотив.

Узнайте, с чего начинался джаз – Золотой век джаза

My Funny Valentine

У песни «Мой забавный Валентин» два создателя: Ричард Роджерс и Лоренц Харт. Произведение было написано для мюзикла, в котором приняли участие Джуди Гарланд и 19-летний Микки Руни. А 1939 году на свет выходит одноименный фильм. Мелодия «Валентина» нежная и невесомая, как первая любовь. Самое известное вокальное исполнение принадлежит Чету Бейкеру.

Autumn Leaves

Изначально это была французская песня 1945 года с буквальным переводом «Мертвые листья» и музыкой венгерско-французского композитора Жозефа Косма на стихи поэта Жака Превера. Ив Монтан (с Ирен Иоахим) представили Les feuilles mortes в фильме Les Portes de la nuit (1946). Далее ее популярность распространяется и за пределы Франции. Американский композитор Джонни Мерсер написал английский текст песни в 1947 году.

«Осенние листья» стала стандартом на обоих языках – как на инструментальном, так и на вокальном. Есть также японская версия под названием Kareha в исполнении Нэта Кинга Коула.

Это один из первых стандартов, который необходимо освоить молодому джазовому музыканту. Благодаря своим гармоничным переходам от большого к малому, оно идеально для исполнения даже неопытным музыкантом. Талант – он в самом простом.

Самые обсуждаемые темы в джазе

Satin Doll

Эту «Куколку» создавал не один мастер, а целых три. Знаменитый Дюк Эллингтон и Билли Стрэйхорн сотворили ей музыкальное тело, а вот душу вложил своими текстами Джонни Мерсер.

Элла Фицджеральд и Мерилин Монро

Их творение стало не просто жить, а направлять других музыкантов, подобно музе, на творческий путь: таких, как Фрэнк Синатра, Нэнси Уилсон и Элла Фицджеральд. Дюк настолько полюбил «свою малышку», что именно ее исполнением заканчивал почти все свои концерты.

Узнайте больше об истории создания джазовых песен.

Все о Музыке

Исполнители джаза изобрели особенный музыкальный язык, который строился на импровизации, сложных ритмических фигурах (свинг) и уникальных гармонических моделях.

Джаз возник в конце XIX — начале XX в Соединенных Штатах Америки и представлял собой уникальное социальное явление, а именно — слияние африканской и американской культур. Дальнейшее развитие и расслоение джаза на различные стили и под-стили обусловлено тем, что джазовые исполнители и композиторы непрерывно продолжали усложнять свою музыку, искать новое звучание и осваивать новые гармонии и ритмы.

Таким образом, накопилось огромное джазовое наследие, в котором можно выделить такие основные школы и стили: новоорлеанский (традиционный) джаз, бибоп, хард-боп, свинг, кул-джаз, прогрессив джаз, фри-джаз, модальный джаз, фьюжн и т. д. В этой статье собраны десять выдающихся джазовых исполнителей, ознакомившись с которыми, вы получите наиболее полную картину эпохи свободных людей и энергичной музыки.

Miles Davis (Майлз Дэвис)

Майлз Дэвис родился 26 мая, 1926 года в Олтоне (США). Известен как знаковый американский трубач, чья музыка оказала огромное влияние на джазовую и музыкальную сцену ХХ века в целом. Он много и смело экспериментировал со стилями и, возможно, именно поэтому фигура Дэвиса стоит у истоков таких стилей как кул-джаз, фьюжн и модальный джаз. Майлз начинал свою музыкальную карьеру в качестве участника квинтета Чарли Паркера, но в дальнейшем сумел найти и выработать свое собственное музыкальное звучание. Наиболее важными и основополагающими альбомами Майлза Дэвиса можно считать «Birth of the Cool» (1949), «Kind of Blue» (1959), «Bitches Brew» (1969) и «In a Silent Way» (1969). Главной особенностью Майлза Дэвиса было то, что он постоянно находился в творческом поиске и демонстрировал миру новые идеи, и именно поэтому история современной джазовой музыки обязана его исключительному таланту столь многим.

Louis Armstrong (Луи Армстронг)

Луи Армстронг, человек, чье имя приходит на ум большинству людей, когда они слышат слово «джаз», родился 4 августа, 1901 года, в Новом Орлеане (США). Армстронг обладал ослепительным талантом игры на трубе и сделал многое для развития и популяризации джазовой музыки во всем мире. Кроме того, он так же покорял публику своим хрипловатым басовым вокалом. Путь, который Армстронгу пришлось пройти от босяка до титула Короля Джаза был тернист. А начался он в колонии для темнокожих подростков, куда Луи попал за невинную шалость — стрельбу из пистолета в Новогоднюю ночь. К слову, пистолет он украл у полицейского, клиента его матери, которая была представительницей древнейшей профессии в мире. Благодаря такому не слишком благоприятному стечению обстоятельств, Луи Армстронг получил свой первый музыкальный опыт в лагерном духовом оркестре. Там он освоил корнет, тамбурин и альт горн. Словом, Армстронг прошел путь от маршей в колонии и затем эпизодических выступлений в клубах до музыканта мирового значения, чей талант и вклад в копилку джаза сложно переоценить. Влияние его знаковых альбомов «Ella and Louis» (1956), «Porgy and Bess» (1957), и «American Freedom» (1961) до сих пор можно услышать в игре современных исполнителей различных стилей.

Duke Ellington (Дюк Эллингтон)

Дюк Эллинтон родился 29 апреля, 1899 года в Вашингтоне. Пианист, лидер оркестра, аранжировщик и композитор, чья музыка стала настоящим новаторством в мире джаза. Его произведения играли на всех радиостанциях, а записи по праву входят в «золото фонд джаза». Эллинтон был признан во всем мире, получил множество наград, написал огромное множество гениальных произведений, в число которых входит стандарт «Caravan», который обошел весь земной шар. К наиболее известным его релизам можно отнести такие пластинки как «Ellington At Newport» (1956), «Ellington Uptown» (1953), «Far East Suite» (1967) и «Masterpieces By Ellington» (1951).

Herbie Hancock (Херби Хэнкок)

Херби Хэнкок родился 12 апреля, в 1940 году, в Чикаго (США). Хэнкок известен как пианист и композитор, а также обладатель 14 премий Грэмми, которые он получил за свои труды на джазовой ниве. Его музыка интересна тем, что сочетает в себе элементы рока, фанка и соула, наряду с фри-джазом. Так же в его композициях можно встретить элементы современной классической музыки и блюзовые мотивы. В общем, почти каждый искушенный слушатель сумеет найти в музыке Хэнкока что-то для себя. Если говорить о инновационных творческих решениях, то Хэрби Хэнкок считается одним из первых джаз исполнителей, совместившим синтезатор и фанк в так же музыкант стоит у истоков новейшего джазового стиля — пост-бибоп. Несмотря на специфичность музыки некоторых этапов творчества Херби, большинство его песен — мелодичные композиции, полюбившиеся широкой публике.

John Coltrane (Джон Колтрейн)

Джон Колтрейн, выдающийся джазовый новатор и виртуоз, родился 23 сентября, 1926 года. Колтрейн был талантливым саксофонистом и композитором, бэнд-лидером и одним из наиболее влиятельных музыкантов ХХ века. Колтрейн по праву считается значительной фигурой в истории развития джаза, который вдохновил и оказал влияние на современных исполнителей, а так же на школу импровизации в целом. До 1955 года Джон Колтрейн остается относительно неизвестным, пока не присоединяется к коллективу Майлза Дэвиса. Через несколько лет Колтрейн покидает квинтет и начинает вплотную заниматься своим собственным творчеством. В эти годы он записывает альбомы, которые составили важнейшую часть джазового наследия.

Это «Giant Steps» (1959), «Coltrane Jazz» (1960) и «A Love Supreme» (1965), пластинки ставшие иконами джазовой импровизации.

Charlie Parker (Чарли Паркер)

Чарли Паркер родился 29 августа, 1920 года В Канзас-Сити (США). Любовь к музыке проснулась в нем довольно рано: он начал осваивать саксофон уже в 11 лет. В 30-е годы, Паркер стал осваивать принципы импровизации и развил в своей технике некоторые приемы, предшествовавшие бибопу. В дальнейшем он стал одним из основателей этого стиля (наряду с Диззи Гиллеспи) и, в целом, оказал очень сильное влияние на джазовую музыку. Однако еще в подростковом возрасте, музыкант пристрастился к морфию и в дальнейшим между Паркером и музыкой встала проблема героиновой зависимости. К сожалению, даже после лечения в клинике и выздоровления, Чарли Паркер не мог так же активно работать и писать новую музыку. В конечном итоге, героин пустил его жизнь и карьеру под откос и стал причиной его смерти.

Наиболее значимые для джаза альбомы Чарли Паркера: «Bird and Diz» (1952), «Birth of the Bebop: Bird on Tenor» (1943), а так же «Charlie Parker with strings» (1950).

Thelonious Monk Quartet (Телониус Монк)

Телониус Монк родился 10 октября, 1917 года, в Роки-Маунт (США). Наиболее известен как джазовый композитор и пианист, а так же один из родоначальников бибопа. Его оригинальная «рваная» манера игры вобрала в себя различные стили — от авангардизма до примитивизма. Подобные эксперименты сделали звучание его музыки не вполне характерным для джаза, что впрочем не помешало многим его работам стать классикой этого стиля музыки. Будучи весьма необычным человеком, который с детства делал все возможное лишь бы не быть «нормальным» и таким, как все, Монк стал известен не только благодаря своим музыкальным решениям, но и своему на редкость сложному характеру. С его именем связано множество анекдотических историй о том, как он опаздывал на собственные концерты, а однажды и вовсе отказался играть в клубе Детройта, так как его жена не явилась на выступление. И вот Монк сидел на стуле, сложив руки, пока в зал наконец не ввели его супругу — в домашних тапочках и халате. Пред очи мужа бедную женщину доставили в срочном порядке на самолете, лишь бы концерт состоялся.

Среди наиболее выдающихся альбомов Монка можно выделить «Monk’s Dream» (1963), «Monk» (1954) «Straight No Chaser» (1967), и «Misterioso» (1959).

Billie Holiday (Билли Холидей)

Билли Холидей, известная американская джазовая вокалистка, родилась 7 апреля 1917 года в Филадельфии. Как и многие джазовые музыканты, Холидей начинала свою музыкальную карьеру в ночных клубах. Со временем, ей посчастливилось познакомиться с продюсером Бенни Гудманом, который организовал её первые записи в студии. Слава пришла к певице после участия в биг-бэндах таких джазовых мэтров как Каунт Бэйси и Арти Шоу (1937-1938). Леди Дэй (так называли её поклонники) имела уникальную манеру исполнения, благодаря которой она будто заново изобретала свежее и неповторимое звучание для самых простых композиций. Особенно хорошо ей давались романтические, медленные песни (такие как «Don’t Explain» и «Lover Man»). Карьера Билли Холидей была яркой и блестящей, однако не долгой, потому как после тридцати лет она пристрастилась к выпивке и наркотикам, что негативно сказывалось на её здоровье. Ангельский голос потерял былую силу и гибкость, а Холидей стремительно теряла благосклонность публики.

Билли Холидей обогатила джазовое искусство такими выдающимися альбомами, как «Lady Sings the Blues» (1956), «Body and Soul» (1957), и «Lady in Satin» (1958).

Bill Evans (Билл Эванс)

Билл Эванс, легендарный американский джазовый пианист и композитор, родился 16 августа 1929 года в Нью-Джерси, США. Эванс — один из наиболее влиятельных джазовых исполнителей ХХ века. Его музыкальные произведения настолько изощренны и необычны, что немногие пианисты способны наследовать и заимствовать его идеи. Он мог виртуозно свинговать и импровизировать, как никто другой, в то же время мелодичность и простота была ему далеко не чужда — его интерпретации известных баллад обрели популярность даже у не-джазовой аудитории. Эванс получил образование академического пианиста, и после службы в армии стал появляться на публике с разными малоизвестными музыкантами в качестве джазового исполнителя. Успех пришел к нему в 1958 году, когда Эванс стал играть в секстете Майлза Дэвиса, вместе с Кэннонболлом Одерли и Джоном Колтрейном. Эванс считается создателем камерного жанра джазового трио, который характеризуется ведущим импровизирующим пианино, а так же солирующими наравне с ним барабанами и контрабасом. Его музыкальный стиль внес разнообразные краски в джазовую музыку — от изобретательных изящных импровизаций до лирически-окрашенных тонов.

К наилучшим альбомам Эванса можно отнести его сольную запись «Alone» (1968), сделанную в режиме человек-оркестр, «Waltz for Debby» (1961), «New Jazz Conceptions» (1956) и «Explorations» (1961).

Dizzy Gillespie (Диззи Гиллеспи)

Диззи Гиллеспи родился 21 октября, 1917 года в Чироу, США. У Диззи немало заслуг перед историей развития джазовой музыки: он известен как трубач, вокалист, аранжировщик, композитор и руководитель оркестров. Так же Гиллеспи совместно с Чарли Паркером основал импровизационный джаз. Как и многие джаз-мены, Гиллеспи начинал с выступлений в клубах. Затем перебрался жить в Нью-Йорк и успешно поступил в местный оркестр. Был известен своим оригинальным, если не сказать шутовским, поведением, что успешно настраивало людей, которые с ним работали, против него. Из первого оркестра, в котором весьма талантливый, но своеобразный трубач Дизз ездил на гастроли по Англии и Франции, его едва ли не выгнали. Музыканты его второго оркестра так же не вполне радушно реагировали на насмешки Гиллеспи над их игрой. Кроме того, мало кому были понятны его музыкальные эксперименты — некоторые называли его музыку «китайской». Сотрудничество со вторым оркестром закончилось дракой между Кэбом Кэллоуэем (его руководителем) и Диззи во время одного из концертов, после чего Гиллеспи был с треском выгнан из бэнда. После Гиллеспи создает собственный коллектив, в котором он и другие музыканты работают над тем, чтобы разнообразить традиционный джазовый язык. Таким образом родился стиль известный как бибоп, над стилистикой которого активно работал Диззи.

В течении многих десятилетий, музыка свободы в исполнении головокружительных джазовых виртуозов была огромной частью музыкальной сцены и просто человеческой жизни. Имена музыкантов, которые вы можете видеть выше, увековечены в памяти многих поколений и, вероятнее всего, еще столько же поколений будут вдохновлять и удивлять своим мастерством. Возможно, секрет в том, что изобретатели труб, саксофонов, контрабасов, пианино и барабанов знали, что некоторые вещи невозможно реализовать на этих инструментах, но забыли сказать об этом джазовым музыкантам.